Домашний кинотеатр на практике: корректная расстановка акустических систем в комнате.new
|
|
|
|
Сравнительные тесты : AV-ресиверы
Дневной киносеанс ($300) |
|
Достоинства компонентной системы несомненны. Их, как минимум, три: большие возможности коммутации (AV-ресивер способен коммутировать не только аудио-, но и видеосигналы, в том числе S-video); гибкость (ресивер или DVD-проигрыватель можно заменить по отдельности); последнее и, пожалуй, главное – возможность тщательного подбора и согласования акустики. (имея на руках AV-ресивер, вы можете свободно экспериментировать с громкоговорителями: подбирать их под его характеристики, учитывать тип АС – напольные или полочные,– объем помещения, собственные вкусы и пристрастия, цену и пр.) Производители прекрасно это понимают. Мало того, они идут навстречу приверженцам классического подхода, и пользуются самым простым и эффективным способом: снижают цены на продукцию. Еще год назад выборы Dolby Digital/DTS-ресивера за $300 были безальтернативными – существовала одна модель фирмы Kenwood. А в данном тесте два соискателя из четырех оснащены полным набором декодеров. Человеку, мнящему себя аудиофилом, такая цена может показаться и впрямь смешной. Основания для скептицизма есть. Ведь что такое AV-ресивер дешевле $300? Это шесть каналов усиления мощностью от 40 до 100 Вт на канал, широкие возможности коммутации (см. выше), тюнер (обычно AM/FM – диапазон УКВ встречается все реже), дисплей на светодиодах с возможностью “притушить” его… Наконец, это системный пульт ДУ. Значит, при такой оснащенности 1 ватт мощности участников теста обходится всего в $0,50–$0,60, что в 4–5 раз ниже, чем у “солидной” Hi-Fi-техники. Сам собой возникает вопрос: на чем сэкономили производители, где применили компромиссные решения. Давайте попробуем это выяснить – рассмотрим наших конкурсантов не торопясь и без предубеждений. Вполне возможно, компромиссы окажутся оправданными (так бывало уже не раз), и перед нами – поистине “народный” товар, низкая себестоимость которого объясняется большими объемами производства. Если это так, назревает вопрос: с какой акустикой он лучше всего “споется”. Ведь ее вариантов много – от недорогой системы минисателлиты/сабвуфер до двух пар напольных АС плюс полнодиапазонный центр. Зачем такая роскошь, спросит читатель. Неужели эти AV-ресиверы станут воспроизводить записи c DVD-Audio или SACD? В том-то и дело, что скоро эти форматы, равно как и аппаратура, их читающая, перестанут быть эксклюзивными! Все предпосылки для такой демократизации есть. И если потенциала недорогого ресивера хватает для “перекрытия” характеристик “эксклюзива”, почему не сообщить об этом читателю? Если результате теста нашим экспертам удастся правильно его сориентировать, они будут считать свою задачу выполненной. Однако их рекомендации отнюдь не подменяют свободу вашего эксперимента. Так что не ленитесь! Время, потраченное на выбор ресивера и акустики к нему, окупится качеством звучания и/или разумно сэкономленными деньгами. Образно выражаясь, вы в любое время сможете устроить на дому дневной киносеанс, то есть сеанс с недорогими билетами. |
|
|
Цена: $265 Оценка: ***** |
Достоинства |
множество регулируемых параметров |
Недостатки |
отсутствует 5.1-вход |
|
JVC RX-6012R
Единственный “лунного” цвета аппарат в нашем тесте, RX-6010 уступает по оснащенности только Panasonic’y. Но главный его козырь – множество регулируемых параметров. Изменить можно почти все, в том числе нижнюю граничную частоту сигнала, подаваемого на громкоговорители, а также уменьшить на 10 дБ амплитуду сигнала в канале LFE. (Нужнейшая вещь для системы с не очень дорогим “сабом”: при включенном аттенюаторе он не станет натужно хрипеть, воспроизводя частоты ниже 50 Гц!). Можно подстроить ресивер под размер громкоговорителей и наличие/отсутствие сабвуфера, “привязать” цифровой вход к любому аудио- или AV-входу, кромевхода VCR, и, наконец, переименовать вход TAPE в СDR (если вместо магнитофона у вас CD-рекордер). Большинство регулировок доступны только с передней панели, однако “обязанности” между ней и пультом ДУ распределены толково – на фасад выведены органы управления только теми параметрами, которые задаются раз и навсегда (или до покупки нового компонента – скажем, сабвуфера). Между тем, для установки громкости и задержек – а это нужно делать, конечно же, сидя на зрительском месте – на пульте предусмотрены специальные кнопки. Однако не спешите на них давить – попадете на пресеты тюнера. Сначала нажмите переключатель Sound. Такой алгоритм защищает от случайного изменения настроек. Кому порекомендовать эту машину? В первую очередь, как раз домашнему театралу. Тому, что не собирается обзаводиться проигрывателем, воспроизводящим SACD или DVD Audio, (RX-6012, как упоминалось выше,не имеет 5.1-входа). Других “противопоказаний” нет. Советуем докупить к нему полнодиапазонную акустику (в том числе и солидный громкоговоритель центрального канала). Только в этом случае он, как и аппарат от Kenwood, раскроется полностью. Однако благодаря внушительной мощности, ресивер отJVC не слишком требователен к такому параметру АС, как чувствительность, а разнообразные регулировки позволяют наилучшим образом настроить его на работу с системой “сателлиты/сабвуфер”. технический комментарий
Номинальная мощность в двухканальном режиме 113 Вт (0,7%) на кратковременных пиках увеличивается до 152 Вт — наивысшее достижение в тесте. Полоса частот при неравномерности 0,5 дБ 16 – 60000 Гц, а по уровню –3 дБ — 100 кГц. Регулировки тембров в диапазоне ±10 дБ по высоким не имеют частотных ограничений, а на низких обеспечивают максимумна частоте 100 Гц. Декодер Dolby Digital обеспечивает среднее значение разделения более 50 дБ, но по отдельным направлениям значения отличаются от 40 до 60 дБ. | |
|
Цена: $240 Оценка: **** |
Достоинства |
наличие входа Phono, возможность изменить громкость в каждом тыловом канале по отдельности |
Недостатки |
отсутствует декодер DTS |
|
Kenwood KRF-V4550D
“Был бы у него DTS-декодер…” – сокрушались наши эксперты. Да, Kenwood оснащен только декодерами Dolby Digital/Pro Logic. Коммутация видеосигнала организована “не как у всех”: желтые “тюльпаны” собраны в отдельный букет и обозначены буквами А-Е, так что разобраться, где вход, а где выход без инструкции трудно. Зато порядок настройки просчитывается запросто – после беглого знакомства с передней панелью. Еще одним приятным сюрпризом стало число настраиваемых параметров. Помимо уровня сигнала, в каждом канале можно отрегулировать задержку, причем не только по центру и в тылу, но и по фронту! Она индицируется в расстоянии от соответствующей АС до зрительского места, поэтому выставить ее более-менее точно не составит труда. Еще одна нестандартная функция – возможность изменить уровень сигнала на любом аналоговом входе, то есть привести к одному знаменателю уровень громкости с CD-проигрывателя, видеомагнитофона и телевизора. К сожалению, это не плавная, а трехступенчатая регулировка. С системного пульта ДУ доступны все настройки, кроме одной – переключения с “цифры” на аналог. К счастью, цифровой сигнал распознается автоматически, а при желании можете перевести аппарат в ручной режим работы и выбирать входы сами. Идеально этот аппарат подойдет любителю домашнего кинотеатра, сохранившему проигрыватель и коллекцию виниловых пластинок. Но и те, кто хочет просто смотреть фильмы с DVD, не будут разочарованы. В кинотеатральном режиме Kenwood прекрасно передает и атмосферные, и точно локализованные эффекты – не в последнюю очередь благодаря множеству регулировок. Он, конечно, “раскачает” и недорогую систему “сабвуфер/сателлиты”, но полностью выявит свой потенциал при работе на полнодиапазонную акустику. При достаточной ее чувствительности вам даже сабвуфер не понадобится. Сэкономленные деньги советуем вложить в тыловики и громкоговоритель центрального канала – он должен быть полнодиапазонным. Вот тогда ваш Kenwood заиграет и запоет по-настоящему. технический комментарий
При неравномерности 0,5 дБ полоса частот составляет 20 – 28000 Гц, а высокочастотная граница при –3 дБ — 50 кГц. Регулировки тембров в диапазоне ±10 дБ по высоким не имеют частотных ограничений, а на низких обеспечивают максимум на частоте 100 Гц. Да и влияние на средних, хоть и небольшое (2 дБ), но есть. Искажения на средних частотах не превышают 0,01%, но к краям диапазона (особенно на нижних) растут (см. график). Разделение декодера более 55 дБ, но велик разброс: по отдельным направлениям значения отличаются до±7 дБ. | |
|
Цена: $300 Оценка: **** |
Достоинства |
широкие возможности коммутации |
Недостатки |
требовательность к акустике |
|
Panasonic SA-HE90
Еще полтора года назад Matsushita начала выпускать и AV-ресиверы Panasonic. Так что теперь можно собрать полный домашний театр под этой маркой. Новая модель оснащена декодерами Dolby Digital/DTS Dolby Pro Logic II. Дисплей на передней панели призван не просто информировать о режиме работы, но и помогать начинающему пользователю при настройке системы. Правда, он способен лишь на простейшие умозаключения, как-то: “теперь система работает правильно”. В частности, селектор входов на передней панели не переводит ресивер на прием сигнала с коаксиального входа, и как это сделать, дисплей не подсказывает; автоматически же сигнал не распознается. Зато во входах недостатка нет. SA-HE90 – единственный претендент, оснащенный, помимо прочего, AV-входом на передней панели. Задержки сигнала и другие параметры, устанавливаемые один раз, изменяются только с фасада, причем довольно хитроумно – ручаемся, что без инструкции вы не догадаетесь, как. В этом есть рациональное зерно: случайно изменить установки не удастся. Рекомендуем этот ресивер человеку разностороннему. Тому, кто смотрит фильмы не только с DVD, но и через ресивер цифрового спутникового телевидения (при подключении такого ресивера будет задействован дополнительный вход S-video), кто пользуется игровой приставкой или видеокамерой (вход на передней панели придется ему очень кстати), кто любит высококачественное воспроизведение и подумывает о покупке аппарата, читающего DVD Audio или SACD, кто слушает музыку не только в гостиной, но и в спальне – через второй комплект АС.Однако предупреждаем: к акустике ресивер довольно требователен, предпочитает чувствительную (особенно, в тылу) и рассчитан на работу с сабвуфером. Наилучшим, на наш взгляд, образом SA-HE90 проявит себя вместе с комплектом “сателлиты/сабвуфер” стоимостью около $500. Однако если ваши вкусы лежат более в музыкальной, нежели кинотеатральной плоскости, выберите в качестве фронтальной стереопары чувствительные напольные колонки. Тогда он покажет себя с наилучшей стороны. технический комментарий
Ресивер при работе с шестиканальном входом обеспечивает лучшую частотную характеристику, чем при использовании встроенного процессора, когда полоса ограничена сверху на частоте 22 кГц. Выходная мощность при постоянном сигнале чуть больше 100 Вт, в пике увеличивается незначительно: это следствие работы в классе Н+. Этим же объясняется и некоторый подъем КНИ при мощности 30 Вт (см. график). Регулировки тембра (±10 дБ) очень правильные — влияния на средних практически нет. Разделение декодера более 55 дБ с разбросом ±5 дБ. | |
|
Цена: $240 Оценка: *** |
Достоинства |
высокое качество звучания в стереорежиме |
Недостатки |
отсутствие встроенных декодеров |
|
Sony STR-DE375
Этот ресивер вызвал у наших экспертов приступ ностальгии. Судите сами: из декодеров в нем только Pro Logic; на задней панели ни одного гнезда S-video, одни “тюльпаны”. Мало того, ресивер видеосигналы не коммутирует вообще! В данный же тест он попал потому, что оснащен 5.1-канальным входом, то есть рассчитан на подключение DVD-проигрывателя со встроенными декодерами (разработчики подразумевали, очевидно, модель Sony DVP-NS500V). Настраивается ресивер своеобразно. Хотя тестовый сигнал поступает по очереди на все каналы, изменить его уровень можно только в центральном и обоих тыловых сразу. Задержки при работе с 5.1-канального входа не регулируются (разработчики перекладывают решение этой задачи на DVD-проигрыватель). Интуитивной процедуру настройки не назовешь. Например, для регулирования уровня центрального или тыловых каналов надо несколько раз нажать клавишу Menu > или Menu <, выйти на нужный параметр и изменить его посредством кнопок “+” или “–”. При этом тестовый сигнал, если он был включен ранее, продолжает кружить по каналам, а не останавливается на том, громкость которого регулируется. Ресивер имеет выраженный музыкальный уклон, поэтому рекомендуем его, в первую очередь, человеку, еще не определившемуся в своем отношении к домашнему кинотеатру. Например, владельцу Hi-Fi-видеомагнитофона, откладывающему покупку DVD-проигрывателя. На первых порах можно докупить к ресиверу качественную фронтальную стереопару, причем она не обязательно должна состоять из небольших полочных колонок. Несмотря на невысокую паспортную мощность, ресивер в состоянии “раскачать” и солидную напольную акустику. Стереозаписи можно слушать пока что с CD-проигрывателя, адля получения псевдоокружающего звучания при просмотре фильмов с VHS – пользоваться режимом Virtual Surround. Однако полностью Sony STR-DE375 раскроется только вкупе с двумя парами качественных АС. Присовокупите к ним DVD-проигрыватель, оснащенный декодерами Dolby Digital/DTS и читающий DVD Audio или SACD, и вы получите полную музыкально-театральную систему. технический комментарий
Усилительная часть ресивера отличается исключительной частотной характеристикой: во всем диапазоне от 16 Гц до 100 кГц общая неравномерность составляет не более 0,2 дБ. Классические регулировки тембра в диапазоне ±8 дБ без уменьшения эффекта на краях диапазона, однако страдают чрезмерным влиянием на средних, съедая от диапазона регулировки почти по 3 дБ. При небольших уровнях мощности искажения находятся на уровне 0,01% (см. график), но на высоких частотах их увеличение с ростом мощности происходит быстрее. | |
Заключение
Совет житейского свойства. Итак, вы решили купить AV-ресивер начального уровня, а в магазине стоят такие роскошные и дорогие игрушки… НЕ терзайтесь по этому поводу! В нашей лаборатории, будучи подключенными к акустике общей стоимостью $1500 претенденты значительно опережали DVD-ресиверы и AV-мини-системы. Больше того: по звучанию наши ребята достойно выступили против ресивера, стоившего больше, чем все они вместе взятые. Да, он на голову превосходил их по оснащенности (экранное меню, DTS ES и пр.). Но согласитесь – без этих наворотов можно обойтись. Словом, сегодня к ресиверам начального уровня стоит прислушаться даже взыскательному кинолюбу. Но! Если собираетесь подключать такую машину к пластиковым колонкам от компьютера – купите лучше AV-мини-систему. Чтобы участник нашего теста развернулся во всю мощь, акустика должна стоить раза в три больше, чем он сам.
звучание
По чисто формальному критерию – выходной мощности – аппараты легко делятся на две группы. В первой – не более 50 Вт – только Sony. Остальные автоматически входят во вторую – от 50 до 100 Вт. Масштаб успешнее передают мощные машины – принцип “чем больше, тем лучше” здесь соблюдается. Иное дело – воссоздание атмосферы фильма и локализация эффектов. Одним из лучших здесь оказался именно “малолитражный” Sony. За это он получил у наших экспертов характеристику “самый музыкальный аппарат”. C большим воодушевлением поработали Kenwood и Panasonic, однако непревзойденным оказался JVC. Только ему удалось убедительно продемонстрировать разницу между записями в Dolby Digital и DTS. И если в исполнении JVC эта разница была в пользу DTS, то Panasonic явно отдавал предпочтение детищу Рэя Долби.
конструкция
По этому критерию существенно отличается от остальных претендентов Panasonic. Только он коммутирует сигнал S-video, имеет наибольшее число (четыре) цифровых входа и винтовые клеммы. Kenwood и JVC оснащены стандартной цифровой парой (оптический и коаксиальный входы), пружинными клеммами для подключения всех АС и управляют лишь композитным сигналом. В отношении Sony справедливы только два последние момента, поскольку цифровых входов у него нет вовсе. В отличие от остальных претендентов JVC не имеет входа 5.1, а Kenwood оснащен входом Phono. Самое нестандартное схемное решение – у Panasonic’a. Это гибридные микросхемы в выходном каскаде усилителя, работающие в экономном режиме “улучшенный класс Н+”. Также на микросхемах собраны усилители Kenwood, а на дискретных элементах – Sony и JVC.
функции
Здесь различия наиболее очевидны. Наименьшими возможностями обладает ресивер Sony, способный расшифровать только записи в Dolby Pro Logic. На более высокой ступеньке расположился Kenwood c декодером Dolby Pro Logic/Dolby Digital. Над ним – ресивер JVC имеющий еще и декодер DTS, а круче всех Panasonic, оборудованный новейшим дешифратором Dolby Pro Logic II/Dolby Digital/DTS. По остальным функциям за первое место борются опять же JVC и Panasonic, имеющие, в отличие от Kenwood, регулировку нижней граничной частоты выходного сигнала и подстройку уровня сигнала на аналоговом входе. У ресивера Kenwood’a своя изюминка – возможность изменять громкость каждого тылового канала по отдельности, а у JVC – своя (трехдиапазонный тюнер).
управление
Здесь аппараты приблизительно равноценны. Все оснащены системным пультом ДУ. Однако эти пульты заимствованы у моделей предыдущих поколений. Вот он, компромисс ради снижения затрат. Ни у одного претендента нет пульта, управляющего всеми функциями (часть их доступна только с передней панели). Наиболее близки к полнофункциональному пульты JVC и Kenwood, наименее – Panasonic, у которого, кстати сказать, самая мудреная процедура настройки, и даже задержки не регулируются с ПДУ. Первичную инсталляцию проще всего произвести с пульта JVC. Автоматически распознают наличие сигнала на цифровом входе Kenwood и JVC.
вывод
Sony, оборудованный лишь входом 5.1, выглядит на фоне своих “вооруженных до зубов” собратьев архаично, хотя списывать со счетов его рано, в небольшом помещении он составит хорошую пару DVD-проигрывателю со встроенными декодерами. Panasonic, превосходящий остальных претендентов по коммутационным возможностям и оснащенности, поотстал от них по главному показателю – качеству звучания. Kenwood отыграл прекрасно, однако не дотянул до звания победителя не в последнюю очередь из-за отсутствия DTS-декодера. Оптимальное соотношение между стоимостью и качеством нашла фирма JVC. Она сэкономила не на самом главном (у ресивера от JVC нет входа 5.1), а сэкономленное вложила в качество звучания, в полезные регулировки и упрощение инсталляции. Словом, туда, куда надо. Поэтому ресивер JVCRX-6012RSL и выбился в победители.
Таблица оценок
|
модель | звучание | конструкция | функции | управление | цена | оценка |
|
JVC RX-6012R | ***** | **** | **** | ***** | 265 | ***** |
Kenwood KRF-V4550D | **** | **** | **** | **** | 240 | **** |
Panasonic SA-HE90 | *** | ***** | ***** | *** | 300 | **** |
Sony STR-DE375 | **** | *** | *** | **** | 240 | *** |
|
|
|
покупая у нас автомагнитолу, в комплекте к ней Вы можете приобрести автомобильную акустику от лучших мировых производителей. Очень широкий ассортимент и разумные цены!
подробнее >>> |
|
|
|