Как получить идеальное видео при кошмарном освещении
Стандартное трехточечное освещение не решает всех осветительных проблем.
Здесь приведены советы и методики, помогающие справиться с этими трудностями минимальнымисредствами.
С помощью DV-камкордеров Sony DCR VX1000или Canon XL1 можно исхитриться сделать видео с качеством, вполне удовлетворяющим большинствотелевещательных компаний. Это — хорошая новость. А вот плохая заключается в том, что при освещении,отличающемся от идеального (а это при съемках вне студии бывает сплошь и рядом), эти камкордерынуждаются в помощи. Слишком мало света, слишком много света, чрезмерный контраст — в этихситуациях возможности данных камкордеров ограничены и проявляются их слабые стороны.Поэтому я и предлагаю такие решения этих проблем, которые позволяют в условиях дефицита освещенияполучать видео такого же качества, как и в залитой светом студии.
Кошмар №1: слишком мало света
Начнем с наиболее частой в деле освещения неприятности: света слишком мало.Многие камеры, в том числе и Sony DCR VX1000, при малой освещенности выдают нечеткую, зашумленнуюкартинку. Хотя они и работают в этих условиях, но получить от них приличное изображение сцены,освещенной свечами, в режиме автоматического управления невозможно. Тем не менее знаниеособенностей работы вашего камкордера поможет вам решить эту проблему. Например, у VX1000 режим AUTOработает поэтапно: на первом этапе диафрагма меняет количество света, попадающего черезобъектив на матрицу ПЗС. На втором — электронная часть камеры меняет усиление сигнала,получаемого от ПЗС-мишени. Переход между двумя этими этапами плавный и заметить момент переходаможно, только глядя на механический указатель положения диафрагмы. По нему вы можетеопределить момент перехода от механической регулировки отверстия диафрагмы к электрическойрегулировке усиления. Для ознакомления с этим процессом поставьте камкордер в режим ручногоуправления и меняйте установки диафрагмы. Когда вы будете в нижней части диапазона регулировки,индикатор покажет переход от F8 к F4 и F2. Затем в видоискателе загорится индикатор OPEN. В этомсостоянии диафрагма открыта полностью и через объектив проходит максимальный световой поток.
|
Рис. 1а. Музыкантша колониальных времен при свете свечей борется со своим клавикордом. Усовременных камкордеров те же трудности при слабом освещении. Если вы доверитесь в этихусловиях режиму AUTO, то полученная картинка будет зашумлена |
Если вы и дальше будете открывать диафрагму, начнется увеличение усиленияэлектрического сигнала, выдаваемого ПЗС-матрицей. Индикатор уровня усиления покажет изменение от +3до +18 дБ. Любой опытный оператор скажет вам, что увеличение усиления зашумляет картинку. Большееусиление — большие шумы. Если камкордер отдать во власть автоматического регулятора, то онраскроет диафрагму до отказа и разгонит усиление до +18 дБ, пытаясь превратить освещенную свечамисцену в залитую светом студию. Результат: ужасающий уровень шумов, а изображение выглядитхуже, чем полученное от VHS-кассеты двадцатилетней давности.
Так что же делать? Прежде всего посмотрите, нет ли у вашего камкордера режима,соответствующего данной ситуации. У Sony VCR VX1000 имеется режим Twilight Mode (сумерки). При этом скоростьзатвора устанавливается равной 1/60 с, а усиление ограничивается уровнем +6 дБ. Эта установкаобеспечивает минимальный уровень шумов. Подобные режимы есть и в других камкордерах. Прималых (но не слишком) освещенностях Twilight Mode обеспечивает хорошие результаты при минимуме усилий.
Но во многих случаях при низких уровнях освещенности вам придется управлятькамерой вручную. Наилучший способ — делайте это аналогично режиму Twilight. Установите скоростьзатвора равной 1/60 или 1/30 с и осторожно поднимайте усиление до уровня, когда картинка ужеудовлетворительная, а уровень шумов — приемлемый. Два совета: не поднимайте усилениевыше +9 дБ; скорость затвора меньше 1/30 с можно применять только в случаях, когда вы несобираетесь быстро поворачивать камеру, а в снимаемой сцене нет быстрого движения. Впротивном случае вы получите ненужный стробоскопический эффект.
|
Рис. 1б. Использование ручного управления дает более приемлемый результат. Здесь прискорости затвора 1/15 с и усилении +3 дБ изображение четче, а тени чище |
Посмотрите на рис. 1а и 1б. Оба кадра сняты при свете свечей без дополнительногоосвещения. Помимо видимых свечей сцену освещает канделябр, находящийся за кадром слева. На рис. 1акамкордер VX-1000, работающий в режиме AUTO, выдает излишние шумы на темных частях сцены и в областитени. Кадр на рис. 1б я снимал VX-1000 с ручным управлением, установив скорость затвора 1/15 с иусиление +3 дБ (параметры 1/30 с и +6 дБ обеспечили удовлетворительное изображение). В изображении,полученном при ручном управлении, гораздо ниже уровень шумов и четче прорисованы детали.
Для дальнейшего улучшения качества видео при съемке со слабым освещением используйте камкордер в режимеручного управления и добавьте света в кадр. Включите несколько домашних осветительных приборов.Подсветите сцену сзади или сбоку осветительным прибором, надев на него темно-синий фильтр,например RoscoLux #80 Primary Blue. Применение синего фильтра использует кино- и телевизионнуюусловность: синий свет означает вечернее освещение. Подсветка синим сзади подчеркнет детали сцены и создаст общее впечатление темноты.
Самое время сказать про полевой телевизионный монитор из врезки «Минимальныйпоходный набор осветителя». Использование полевого монитора полезно и при работе свидеокамерой high-end-класса. А уж при работе с маленькими камкордерами без него и вовсе необойтись. Крохотные видоискатели камкордеров с цветными ЖК-дисплеями из-за своего малогоразрешения просто не могут показать дефекты, вызванные большими шумами. Если же у вас насъемках есть портативный телевизионный монитор, вы сможете аккуратно настроить все установкикамеры и увидеть то, что на самом деле записываете на пленку.
Кошмар №2: слишком много света
Видеооператоры всегда недовольны. Сначала мы жалуемся на нехваткусвета, а потом ворчим на его избыток. Корень зла — в ПЗС-матрицах камкордера. Они дают приличноеизображение только в определенном диапазоне освещенности и контраста. Избыток света,особенно в сценах с большими контрастами, создает не меньше проблем, чем его нехватка. Окна,солнечный свет и другие нерегулируемые источники света могут создать проблемы приосвещении сцены, особенно если они попадают в кадр.
Съемка людей, стоящих перед окнами, создает трудную, но часто встречающуюся проблемуизбытка света. В моей работе это чаще всего цветные витражи. Но независимо от цвета окон, спроблемой избытка света вы рано или поздно столкнетесь. Несколько операторов рассказывалимне ужасные истории о съемках руководителей корпораций в их офисах, расположенных внебоскребах высоко над Манхэттеном. Конечно, вид из окна создает прекрасный задний план, но напленке контраст между освещением в офисе и светом из окон делает главу корпорации простоконтуром, вырезанным из черной бумаги. В солнечный день даже свет сверхмощного 2000-ваттногоMightiMole выглядит тусклым по сравнению со светом солнца, бьющим из окон.
Ну, а если клиент понимает сложность съемок, то, что они потребуют большевремени и соответственно будут стоить дороже, но по-прежнему хочет, чтобы они состоялись? Перваямысль, которая приходит в голову, — усилить освещение, но света из окон слишком много инаправлен он не в ту сторону. Попробуйте, как это делается в дзю-до, использовать его силу инаправить ее туда, куда надо. Меня всегда удивляло, как мало видеооператоров используютопыт освещения киносъемок, где часто применяют отражающие экраны и рефлекторы. Эти удивительнодешевые устройства не требуют электроэнергии и часто спасают в безвыходной, казалось бы,ситуации с освещением. Нет нужды использовать дорогие рефлекторы промышленного изготовления— подойдет и плоский кусок белого упаковочного пенопласта или кусок картона, покрытый алюминиевой фольгой.
Установите кусок белого пенопласта или отражающую поверхность так, чтобызаполняющий свет, отраженный от него, падал обратно на объект. Используйте несколькоотражателей, расположенных так, чтобы свет от них попадал на объект под разными углами. В случаяхэкстремального контраста используйте фольгу или даже зеркала, чтобы направить на объект максимум света.
Теперь попробуйте добавить подчеркивающее освещение. Включите все осветительные приборы, которые у вас есть. Заднийсвет вам не нужен (эту роль выполняет свет из окон), заполняющий — тоже (он создается отражателями),поэтому весь ваш свет используйте в качестве подчеркивающего освещения. Придвиньтеосветительные приборы по возможности ближе к объекту и имейте в виду, что при уменьшении расстояния вдвое освещенность возрастает вчетверо.
Все еще темновато? Единственным выходом, кроме использования 12-киловаттногоосветителя LTM Luxarc HMI, остается ослабление солнечного света. Так как свет Солнца вкосмическом масштабе мы ослабить еще не можем, то решать эту проблему придется по-земному. Есть дваспособа: механически уменьшить внешнюю засветку, установив на окна фильтры, или подождать, покаяркость солнечного света не уменьшится естественным путем на закате или пока его не прикроют облака. Начнем с первого.
Возьмите из врезки «Минимальный походный набор осветителя» пункты второй и четвертый: ослабляющие фильтры большой площади.Второй пункт — черный тюль, который можно найти в любом магазине текстиля. Один слой тюля ослабляет свет на 15%. Часто этого бываетдостаточно для того, чтобы подчеркивающий свет начал работать.
| Рис. 2а. Съемки темнокожего человека,стоящего в яркий солнечный день перед окном, представляют большие трудности
|
Если и после этого света слишком много, то второй слой тюля вешать не следует во избежание появления эффекта муара. Вместо этоговоспользуйтесь тонирующей пленкой для окон. В фирме Rosco за 150 долл. вы можете приобрести рулон нейтрального гелевого фильтра RoscoSun площадью в 150кв. футов, что гораздо дешевле, чем тонирующая пленка для окон.
Rosco выпускает фильтры разной плотности, в том числе и понижающие цветовую температуру солнечного света до 3200 K.
Для небольших площадей используйте автомобильную тонирующую пленку. В магазинах автопринадлежностей 20-дюймовый рулон стоитоколо 20 долл. Чтобы временно прилепить эту пленку на окно, обрызгайте его из пульверизатора водой с небольшой добавкой мыла. Затем, не снимая спленки защитного покрытия, прижимайте ее к стеклу сверху вниз. Пленку на окно накладывайте с небольшим перекрытием, чтобы сделать стыкинезаметными. Верх и низ полос пленки приклейте клейкой лентой Gaffer. Пленка будет держаться на удивление долго, ослабляя проходящий свет на 20—25%,что вполне достаточно в большинстве случаев.
Ну а как насчет естественного решения проблемы? Вы можете сообщить клиенту, что для съемок вам нужен облачный день, но это можетоказаться неприемлемым. Для естественного решения, обеспечивающего наилучшее качество и глубину, подождите «золотого часа», тогокороткого промежутка времени, когда солнце вот-вот коснется горизонта.
В это время солнечный свет приобретает глубокий золотистый оттенок, схожий со светом галогенных натриевых ламп.Драматическая подсветка под углом придает сцене контраст и глубину и создает красивые теплые блики на освещаемых объектах. С фотографическойточки зрения съемка во время «золотого часа» является наилучшим и зрительно наиболее привлекательным решением.
|
Рис. 2б. Черный тюль, повешенный на окно, уменьшает силу света. Подчеркивающий свет от 600-ваттногоосветителя и заполняющий от 300-ваттного дают достаточное освещение
|
Однако на практике ожидание наилучшего освещения от самой Природы может оказаться затруднительным. Прежде всегоестественное освещение очень изменчиво. К тому же клиент может не захотеть тратить впустую вторую половину дня в ожидании магического света.А если вы не выполните съемку достаточно быстро, то можете упустить свет, не завершив работу.
На рис. 2а и 2б показан пример механического уменьшения освещенности. Во время интервью у пастора Фублера о восстановленных цветных витражах его церкви я решил снять его на фоне одного из этих витражей. День был пасмурный, свет, заливавший место съемки, делал выделяющийсвет от 300-ваттного осветителя совершенно незаметным. Проблема контраста усугублялась тем, что засветка из окон была цветной (см. рис. 2а).
Я решил проблему, закрыв окно черным тюлем. Для выделения я использовал 600-ваттный осветитель, а для заполнения — 300-ваттный (см. рис.2б). Я придвинул эти приборы к объекту ближе обычного. Для получения заполняющего света я не стал использовать отражатели, так как свет изокон был цветным. Мой лобовой подход потребовал полчаса на организацию и сработал отлично.
Кошмар №3: солнце и тени
|
Рис. 3а. Трудная ситуация с освещением в видеофильме «Исторический парк Бетабара». Сильный солнечный свет из дымового отверстия иотсутствие другого освещения создают резкие контрасты. Залитые светом части сцены размыты, детали не видны
|
Проблема: избыток света в ограниченном пространстве. И снова в результате — большой контраст. На рис. 3а представлен кадр извидеофильма на историческую тему: поселок Бетабара (шт. Сев. Каролина). Съемки проходили в классических полевых условиях: трудности сосвещением, отсутствие силовой сети и участие в съемках известного актера, свободного только на короткое время.
Съемка проводилась внутри хижины, освещаемой только солнцем через дымовое отверстие в крыше. Изображение получилосьразмытым. Крохотный накамерный свет в данном случае не помог.
Операторы CITY-TV могли бы улучшить кадр, применив комбинацию отражения и рассеивания (см. рис. 3б). Кусок белого тюля,натянутый на дымовое отверстие, рассеял бы свет солнца. Несколько белых отражательных щитков у ног актеров распределили бы свет по сцене иосветили бы детали хижины.
|
Рис. 3б. Простое «партизанское» решение освещения: на дымовое отверстие натянут белый тюль, несколько ослабляющий силу света ирассеивающий его. Белые отражательные щитки у ног актеров подсвечивают тени, уменьшая контраст до приемлемого уровня |
Тогда оператор смог бы прикрыть диафрагму, чтобы получить правильную экспозицию при съемке лиц, не теряя при этом детали интерьера.
Для получения более сильного рассеивания можно было бы использовать вместо тюля белую бумагу или ткань. Но при этом могло получиться слишком плоское освещение.
Съемки в лесу или в тени отдельного дерева в солнечный день сопряжены с такими же трудностями. Контрастный пятнистый рисунок хорош на заднем плане, но на лицах выглядит ужасно. Так же как и в случае съемок в офисе, встает дилемма: ждать облачного дня или появления отдельного облака, или исправить положение искусственно.
Во многих случаях хороший накамерный заполняющий свет осветит лицо снимаемого и снизит контраст. Помните, что удвоение расстояния вчетверо уменьшает освещенность. Так что снимайте с наименьшего возможного расстояния. Белый отражающий лист может заполнить светом тень, если поблизости есть участок, освещенный прямым солнечным светом. Если такой участок слишком далеко и обычный белый лист не помогает, используйте фокусирующий отражатель, который может послать заполняющий свет на большое расстояние.
Стеклянные фильтры
В борьбе с непослушным светом у вас есть еще один помощник. Некоторые стеклянные фильтры для объективов, вроде фильтров серии Tiffen Pro-Mist,ослабляют контраст. Помочь они могут, но проблему не снимают. Однако их применение вместе с выполнением приведенных выше рекомендаций помогут вам получить отличныерезультаты. Фильтры Black Pro-Mist от Tiffen стоимостью от 40 до 100 долл. (в зависимости от размера) пользуются достаточной популярностью у видеооператоров.
Ну вот и все, в основном. Немного подготовки, минимальный походный набор осветителя в багажнике вашего автомобиля иголова на плечах выручат вас в самой сложной ситуации. Хотя я рассмотрел не все осветительные проблемы, с которыми можете столкнуться вы и вашкамкордер, я надеюсь, что эта статья вдохновит вас на изобретение собственных способов съемки видео потрясающего качества в условиях кошмарного освещения.
Минимальный походныйнабор осветителя The Guerilla Gaffer Lighting Survival Kit
Gaffer: в киноиндустрии специалист по освещению или электрик.
Guerilla gaffer: буквально — «осветитель-партизан», специалист по освещению,появляющийся в трудных ситуациях и вооруженный необходимыми техническими средствами и творческим мышлением.
The Guerilla Gaffer Lighting Survival Kit: набор средств для укрощения диких осветительныхпроблем. Держите все эти средства, за исключением походного монитора и пенопласта, в спортивной сумке. Сумку положите в багажник вашегоавтомобиля, чтобы она была под рукой, когда вы отправитесь на натурные съемки.
Основные составляющие Полевой телевизионный монитор: позволит вам обнаружить проблемы, которые нельзя увидеть в видоискателе из-за его малогоразрешения. Полевой монитор JVC TM-550U (852 долл.) может работать от сети и от аккумулятора. Монитор подешевле, питающийся только от сети, можнозапитать от аккумулятора через преобразователь 12 В (пост.)/1 В (пер.), его можно купить в любом магазине электронного оборудования.
Черный тюль: просвечивающая ткань (для вдовьих вуалей), способная рассеивать и ослаблять излишний свет из окон. Обычнопродается в рулонах шириной 112 см. Купите, по крайней мере, два метра. Ткань эта мнется не очень сильно, и вы можете хранить ее сложенной внесколько раз. Правда, при этом не стоит класть на нее тяжести. Для лучшей сохранности сверните ее в трубку и держите в цилиндрическом футляре для бандеролей.
Белый тюль: ткань для невестиной фаты. Применяется для минимального рассеяния света. Купите метра два и держите в цилиндрическом футляре для бандеролей.
Тонирующая пленка для окон: купите самую дешевую из имеющихся в магазине автопринадлежностей. Пленка выпускается врулонах шириной 50 или 75 см. Выбирайте пленку серую или бронзовую, но не берите черную. Пленка легко мнется — храните ее в прочных цилиндрических футлярах. Можно купить ирулон нейтрального гелевого фильтра от Rosco (Rosco#6), шириной 145 см. Маленький распылитель: можно купить в магазине садового инвентаря или в аптеке. На месте работы залейте в него мыльную воду. Используйте для крепления тонирующей пленки на окна.Старые белые простыни или одноразовые пластиковые белые скатерти используются для получения значительного рассеивания света.
Деревянные прищепки для белья: берите только прищепки с пружиной. Не пользуйтесь пластиковыми зажимами — они могут расплавиться, находясь рядом с горячим осветительным прибором. Среди знакомых мне специалистов по освещению не было ни одного, у которого в карманах не было бы множества прищепок. Прищепками крепят гели, самодельные флаги и всякие рассеивающие свет приспособления.
Отражатели: пользуйтесь складными отражателями промышленного изготовления или просто кусками белого упаковочного пенопласта. В хозяйстве пригодитсяи пара кусков картона 45 х 60 см, покрытых алюминиевой фольгой.
Gaffer-лента: изумительная, но не дешевая лента, разработанная специально для применения в осветительном деле. У нее прочнаяматерчатая основа и очень большая адгезия, но при этом она не отрывает краску с поверхностей, к которым прикреплена. Ну, ладно, ладно, вбольшинстве случаев можно пользоваться и обычной липкой лентой, но уж один рулон гаффер-ленты у вас быть должен. Цена рулона – около 14 долл.
Матовая лента: полупрозрачная целлофановая пленка. Заимейте по рулону шириной 1/2" и 3/4". Используйте для подавления бликовна небольших хромированных деталях. Удаляйте сразу после окончания работы. Через день, другой ее не оторвешь.
Дополнительные составляющие Без перечисленного ниже вы можете обойтись, но все же лучше обзавестись и этим, и я вас заверяю, что все это вам пригодится.
Осветительные гели: купите набор гелевых фильтров и рассеивателей. Возьмите несколько штук желтого цвета (RoscoLux #2 Bastard Amber, #3 Strawи #18 Flame), несколько синих (#66 Cool Blue, #80 Primary Blue), красный (#27 Medium Red) и зеленый (#389 Chroma Green). Хорошо рассеивает свет RoscoLux #105 Tough Spun. Для большегорассеивания его можно делать многослойным. Храните эти материалы свернутыми в цилиндрических футлярах.
Матирующий спрей: используется для матирования зеркал, хромированных и других поверхностей, дающих блики и засветки.
Туман: наименее нужный из всего перечисленного, но это — нечто. Распыленный в воздухе, делает видимыми лучисвета от осветителей. Уж если вы его попробовали, то станете применять где надо и не надо. Продается в баллонах.
Черная фольга: простая алюминиевая фольга с черным анодированием. Чертовски дорогая по сравнению с пищевой фольгойиз супермаркета. Незаменима при создании лучей подсветки неправильной формы или при изготовлении флагов. Продается в рулонах.
Камуфляжная сетка: самая «партизанская» часть набора. Занимает совсем немного места и помогает создавать причудливыепятна света на заднем плане. Вырежьте маленький (30 х 30 см) кусок и повесьте его перед осветительным прибором (но не слишком близко —он может загореться!) вместо громоздкого кукалориса, используемого обычно для создания световых пятен. Кусок размером 3 х 3 м стоит вмагазине для туристов или на армейском пункте распродажи излишков около 20 долл. |
Джон Джекмен — директор отдела видео Moravian Church, консультант по графике и анимации компанииIllumination Learning Systems.
|