Автомобильные GPS-навигаторы Самой обширной областью применения бытовых GPS-навигаторов можно, без сомнения, назвать путешествия на автомобиле. Несмотря на то, что GPS является американской системой, первыми устанавливать приемник на автомобиль стали японцы. Прототип был впервые показан на выставке Tokyo Motor Show в 1985 году. Инженерам Mitsubishi Electric пришлось преодолеть массу проблем, связанных с вибрацией и высокой температурой. И наконец в 1990 году GPS навигатор для автомобиля поступил в продажу. С тех пор развитие отрасли только ускоряло свои темпы, и на сегодняшний день разнообразие моделей поражает воображение. В отличие от портативных приборов, в проектировании автомобильных навигаторов далеко не последнее место занимает дизайн. Они должны гармонично вписываться в интерьер салона машины, поэтому преобладают характерные неброские серо-черные цвета с эффектом «металлик». Важными внешними параметрами являются также размер, цветность и подсветка экрана и клавиатуры. Большинство современных автомобильных GPS-навигаторов обладают большими цветными 256-хромными LCD TFT дисплеями с автоматической регулировкой подсветки. Безопасность – прежде всего, поэтому производители стараются сделать работу с навигатором таким образом, чтобы она как можно меньше отвлекала водителя от управления автомобилем. В этой области хорошо себя зарекомендовали такие технологии как Bluetooth, сенсорные экраны с антибликовым покрытием, голосовые сообщения. Так как на машине можно уехать гораздо дальше, чем уйти пешком, то и объемы памяти для запоминания маршрутов должно быть гораздо больше: 256, 512 Mb плюс дополнительные карты памяти формата SD против 8 Mb у портативных. Питание осуществляется либо через прикуриватель от бортовой сети автомобиля, либо через адаптер от обычной сети 220 В. Автономное питание нужно моделям, совмещенным с КПК и (или) другими, которых есть «великое множество» (MP3 плеер, плеер аудиокниг, устройство для просмотра изображений JPEG, дорожные часы с возможностью настройки часовых поясов, счетчики валют и единиц измерения, калькуляторы, игры, переводчики и др.). Несмотря на разнообразие функций и самых передовых технологических приемов, пользователи отмечают очевидные (на их взгляд) недостатки. Разберем две ситуации. В Европе многие местные дороги проложены в горной местности. Соответственно, много туннелей, иногда весьма протяженных (самый длинный 6.5 км). При въезде в туннель приемник теряет связь со спутниками, и Вы едете, ориентируясь исключительно по дорожным знакам. После выезда приемник находит спутники и продолжает работать, но при этом не прибавляет к пройденному пути участок, где он отключился. Почему? Ведь все данные для этого есть. Скорее всего, это недосмотр разработчиков программного обеспечения. Другой пример. Вы едете по трассе со скоростью 100 км/ч. Въезжая в населенный пункт, как законопослушный гражданин, сбрасываете скорость до положенных 60 км/ч. Вдруг из придорожных кустов выбегает инспектор ГИБДД с радаром наперевес и, остановив Вас, предъявляет Вам время и скорость – 80 км/ч. Вы уверены в собственной правоте, поэтому говорите: «Минуточку!» и, достав свой GPS-навигатор, предъявляете инспектору точные параметры своего движения: время, участок дороги и скорость – 62 км/ч. Сконфуженный инспектор удаляется обратно в кусты подстерегать менее оснащенную или более богатую жертву. Однако такая роскошная ситуация останется мечтой до тех пор, пока не будет предусмотрена возможность записывать скорость на каждом отдельно взятом участке пути. На данный момент Вы можете знать только максимальную и среднюю скорость на протяжении всего маршрута. Впрочем, на лояльность инспекторов в любом случае рассчитывать не приходится. Также большинству водителей интересно учитывать, например, расход топлива или параметры ускорения автомобиля. Таких данных маршрутный компьютер GPS-навигатора не дает. Возможно, в следующих моделях эти недостатки будут устранены. Цена автомобильного GPS-навигатора может достигать 1700 $ и выше.
Морские GPS-навигаторы Приборы этого класса называют еще стационарными. Как правило, они оснащены ультразвуковым эхолотом, а также дополнительными объемами памяти с гидрографическими картами и объектами береговых линий. Большинство стационарные GPS-навигаторов питаются от бортовой сети 12 В, а также имеют возможность установить выносную GPS-антенну. Некоторые могут быть использованы также и в автомобиле, например, модели Garmin GPS 126, 128, 152, GPSMAP 176/176C. Морские GPS-навигаторы – самые дорогие. Цена может превышать отметку в 3000 $.
Авиационные GPS-навигаторы Эти модели отличаются, как правило, еще большими объемами памяти и встроенными специализированными базами данных, например, Jepessen, а также набором специальных авиационных функций.
В заключение хотелось бы отметить, что в данной статье мы дали общий и довольно краткий обзор модельного ряда GPS-навигаторов, представленного на российском рынке, и рассмотрели далеко не все особенности применения этих приборов, однако надеемся, что у читателя сформировалось какое-либо представление об этой области современных технологий. Автор будет признателен всем, приславшим свои замечания к настоящей статье.
|